Стратегия локальных организаций, которая существует параллельно проектам в области «большой» истории искусства, отражает политическую концепцию множества — не единого, всесогласного монолита, в котором условные единицы сливаются в безликую массу, но поливалентного, полифонического сообщества. В основе такого множества как раз субъективный, личный опыт каждого. В нашем общем контексте личные истории, небольшие события, камерные выставки приобретают все большее значение — как то, что возвращает к опыту проживания событий в самых скромных чувственных проявлениях.
Один из оплотов малых, но значительных событий в современном искусстве — небольшое некоммерческое выставочное пространство в Санкт-Петербурге,
Негосударственный Нерусский Музей (НеНеМу). В самом названии организации, в приставке «не-», очевидна принципиальная альтернативная позиция — зеркало ГРМ, главного консервативного института северной столицы. И на практике здесь все не так, как принято в крупных инстиутциях. Художники сами делают выставки, выполняя роли концептуализатора, строителя и подрядчика. Каждый проект длится не полгода, а всего два-три дня, в течение которых зрители и художники успевают перезнакомиться. Площадь выставочного пространства — всего 25 квадратных метров мастерской Рубена Монахова. Вместо громких имен из учебников по истории искусства — малоизвестные современники, которые реагируют на сегодняшние события. Никаких привычных условностей вроде вернисажей и финисажей. Никакого стороннего финансирования.