АД: Денег, времени, нервов, бензина. В общем, нам легче не проводить, но у нас, тем не менее, высокая событийность. Когда художник попадает к нам, ему говорят: «Дорогой мой друг, придумал? Спасибо! Слушай, перешли картинки, щас мы это всё дело…» Всё своими руками, никакого отчуждения, всё замечательно. То есть вот полностью такая… (почти шёпотом) марксистская фактически история, где труд, горизонтальные отношения, ну всё такое… Это мы уже 21 минуту говорим?!… мало, мало… Щас афоризмы житейской мудрости должны пойти. (смех) Ну что у нас ещё важно? Всю нашу деятельность изначально мы поделили, как сериал, на некоторые сезоны или на некоторые, так сказать, сферы интересов. И не то, что 19-й год у нас посвящён одному, а 20-й — другому. У нас есть некоторые мании или фиксации на каких-то вещах, которые, нам кажется, интересно и продуктивно показывать в нашем пространстве. Во-первых, мы предлагаем и знакомым художникам и художникам, с которыми мы только что знакомимся, показывать, если они достаточно востребованные, если они часто выставляются, если их знают как скульптора, живописца, инсталлятора, видео-артиста, показывать то, что они обычно не показывают. Показывать творческие неудачи, показывать то, что не закончено, то, в чём они не уверены, то есть те вещи, которые не потащишь ни в галерею, ни на биеннале, ни в музей. В каком-то смысле, это некий филиал мастерской художника, только немножко причёсанный, застёгнутый на все пуговицы и рефлексирующий момент этого показа — не самой продукции, а её демонстрации. Во-вторых, мы, как я уже говорил, очень сильно заинтересованы и считаем это прямо своей какой-то важной, супер важной задачей и миссией — работать и оказывать внимание тем художников, которые по тем или иным причинам оказались вне фокуса рынка, галерей, кураторов, вне фокуса индустрии. Это могут быть те люди, про которых все всё знают, но почему-то случилось так, что в современной ситуации они не бешено востребованы и сидят у себя в мастерских, созерцают сотни старых афиш, слушают звук старых аплодисментов и не очень понимают, что произошло. Это может быть кто-то, кто занимается просто не форматным творчеством. Есть куча людей, которые при таком положении индустрии, при такой организации, где художник должен быть селф-менеджером и как-то себя организовать… эти люди не могут себя организовать. При этом они занимаются искусством и искусством интересным. И чтобы совпали условия психологические, социальные, финансовые, для того, чтобы подошёл какой-то их показ — ну такое бывает раз в пять лет. И в тот момент, когда они выставляются, им говорят, «Ой, как жалко что вы так редко выставляетесь!” А дальше никто ничего не делает, чтобы это происходило чаще. Мы работаем с такими людьми, нам очень интересно. Нам очень интересно сидеть и говорить: «Ну давай, дорогой, допаяй, доделай, соберись!» – «Ах, я там что-то не доделал» – «Ну так давай, доделай.» Нам очень интересны вот эти, с точки зрения большой культурной индустрии, маргиналии, люди, которые туда как-то не вписались, не попали. Во-первых, каждый может там оказаться, и это совсем не то, чтобы плохая позиция, потому что никто не скажет, что культурная индустрия, наша особенно, справедливая, умная, что она обладает долгой памятью, что она обладает хоть какой-то благодарностью, преемственностью и вообще как-то осмысляет саму себя. Индустрия устроена по принципу волнистого попугайчика, который чихнул — и всё забыл. И сильно этому способствует очень неправильно понятая в нашем контексте индустрия молодого художника, где постоянно выпускается молодое, весёлое, розовощёкое мясо, которое прокручивается через какие-то несколько проектов, а дальше эти люди переходят в тот самый статус, когда они нам становятся неинтересны, когда они оказываются никому не нужны. Поэтому наша задача — гуманистическая. Нам не столько интересно выставлять какое-то хорошее, передовое или ещё какое-то искусство, нам интересно работать со средой, с людьми, с теми, кто собственно этим всем занимается, и работать с культурной памятью. Про Петербург мы точно можем сказать, что это город нерозданных медалей. Причём эти нерозданные медали копятся слоями, поколениями и порождает страшную обиду у художников. Медаль мы выдать не можем, но показать, что мы помним, что её надо выдать, можем. Вот такое у нас есть направление. И третье направление — это работа с молодыми художниками. У нас есть несколько молодых художников, для которых это была первая выставка, и мы этим очень гордимся. Наша культурная среда очень токсична, и перед тем как молодой художник отрастит себе нормальные бивни, чтобы нормально себя защищать, он проходит все круги ада с унижением и эксплуатацией. Поэтому мы стараемся сразу засетапить художнику ощущение того, что он — достойная творческая единица и что мы с ним общаемся, как с большой ценностью, как жемчужинку его гладим по всем местам и стараемся, чтобы он был доволен, оказываем ему все возможные знаки внимания — «только работай, дорогой». Потому что, конечно, перед лицом любых социальных потрясений художник оказывается особенно беззащитен в нашей стране — даже мы, тёртые калачи, для государства вынуждены притворяться самозанятыми, индивидуальными предпринимателями, потому что такой профессии как художник — ну не существует. И понять, что суть профессии вообще не находится в плоскости извлечения доходов и уплаты налогов, и что это деятельность не укладывается в рамки «хозяйствующих субъектов». Показать молодым художникам, которые попадают в этот мир без этой закваски, без этих рефлексий, ещё без них, что в общем суть деятельности художника такая, и самое ценное, что бывает, это именно среда, обмен мнениями, самоощущение и все вот это вот, – это тоже отчасти наша задача, и с этим мы справиться можем. И ещё у нас есть важная ситуация. Поскольку мы не галерея и не музей, и не обязаны за год подавать определённые заявки и всё остальное, мы можем живо реагировать на текущую повестку. Кто-то умер, кто-то женился, кто-то уезжает, кто-то приезжает, кто-то что-то придумал классное, но его все послали, а ему хочется — мы можем это провести в течение недели. В понедельник позвонил — в пятницу мы открылись. Это тоже важно. Ощущение того, что это живая лаборатория, куда ты можешь прийти и мы тут же всё это сгенерировали и сделали — ап, ап, и всё пошло. И это не вязнет как пуля в баллистическом геле... Тут есть хороший пример у нашего, так сказать, доппельгангера, скажем так – Государственного Русского музея. Они организовывали выставку тридцатилетних, поколения тридцатилетних. Начали они её организовывать, организовывали-организовывали, а структура большая, государственная... В общем, когда выставка, наконец, состоялась, большая часть художников уже была сороколетними. А мы хотим успеть выставить всех интересных и заслуженных до того, как они умерли.