Андрей Кузьмин и Иван Химин

V.I.T.R.I.O.L.

28–29 июня 2024 г.

Если существует такое явление как «Петербуржская школа современного искусства», то Андрея и Ивана следует считать в числе наиболее ярких и ректифицированных ее представителей. Мастера институциональной ненаходимости, создатели застенчивых наваждений, сделавшие морок, мерцание и бормотание своим медиумом и modus vivendi, Кузьмин и Химин, тем не менее, пользуются безоговорочным авторитетом среди коллег, и, кажется, повлияли на целое поколение локального искусства, отменно неэлоквентное, сумеречное и умышленно невнятное.
Новая выставка дуэта фиксирует сдвиг в практике художников, перешедших от прямой изобразительности, к инсталляционно-археологической работе с пространством. В название экспозиции вынесен знаменитый алхимический нотарикон. «V.I.T.R.I.O.L.» обычно расшифровывается как «Visita Interiora Terrae Rectificando Invenies Occultum Lapidem», то есть «Посети внутренность земли: очищением добудешь тайный камень». Некоторые алхимики видели в этом порядок операций для получения философского камня. Другие, соотносили ее с днями недели и порядком планет, выстраивающихся в «Звезду магов». Масоны, помещавшие надпись «V.I. T.R.I.O.L.» на стены «Камеры Размышления», считали, что в ней содержится призыв к самосовершенствованию и изучению глубин собственной души. Еще витриолом называли состав, способный растворять любую материю, сульфаты, купорос. Художники по-своему интерпретировали призыв алхимиков, вскрыв в многострадальном выставочном пространстве НеНеМу пол и расковыряв стену.
Сам алхимик-посвященный-масон на выставке обретает черты другого культового для современного искусства персонажа — Буратино-Пиноккио. Деревянный-«сделай-сам»-маль-чик, с задорно эрегированным носом, беспокоил многих: по свидетельству А. Хлобыстина, Тимур Новиков, описывая способы знакомства между деятелями неформальной культуры Ленинграда, говорил о «эффекте театра Карабаса-Барабаса», когда куклы со сцены узнают Буратино в зале и зовут его к себе. Евгений Юфит посвятил целое кинополотно желанию человека скрестить себя с деревом. Игорь Макаревич с «Номо Lignum», Петр Белый с «Библиотекой Пиноккио», Нестор Энгельке с «топорописью» и даже Ян Шванкмайер с культовым фильмом «Полено», стали теми агентами, которых художники втянули в свое «Великое Делание».
Буратино-Пиноккио-Колобок-Голем — это существа, которых создают отчаявшиеся и одинокие как воплощение своих желаний и надежд, как инстанцию, воплощающую чаяния и надежды, как защитника и утешителя. Приблизительно в этих же терминах описывает свою миссию НеНеМу, поэтому, с большим удовольствием дал согласие на этот алхимический брак. Художники выражают признательность Петру Белому, Галерее Марины Гисич, Галерее L. E. Store за предоставленные книги из «Библиотеки Пиноккио», Игорю Макаревичу и Елене Елагиной, Андрею Клюканову, Галерее Navicula Artis за предоставленную фотографию, Нестору Энгельке за полено, Андрею Хлобыстину за «Шизореволюцию».

Куратор: Александр Дашевский

Художники: Андрей Кузьмин и Иван Химин

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕРУССКИЙ МУЗЕЙ
+7 921 963 7778
улица Белинского, 6 (во дворе)
Санкт-Петербург