Анна Мартыненко и Вера Светлова

Реликварий кривых линий

26–27 апреля 2024 г.

Мир вещей непрогляден и иногда тяготит — особенно в случае внезапного вынужденного переезда. Найдется ли место в тревожном чемоданчике для вышедших из употребления, а порой и вовсе нефункциональных предметов? Или их заменит память? Греза о переживании прикосновения или звучании? Калейдоскоп образов? Тени и едва намеченные контуры? Да даже если оставаться на месте, вещи то и дело начинают наседать и беспокоить. Анна Мартыненко и Вера Светлова пытаются примириться с миром вещей, исследуя его через рецептивное взаимодействие.
Одним из важнейших понятий в тезаурусе «Реликвария кривых линий» является перцепция, то есть восприятие. Механизмы перцепции Мартыненко и Светловой радикально различаются друг от друга. Художницы работают в разных медиумах и обращаются к разным ощущениям: Мартыненко, нашедшая оптимальную и емкую форму для своих science-art-объектов в создании слепков и извлечении звуков, интересуется преимущественно осязанием и слухом. Светлова чаще работает с керамикой, но на этот раз возвращается в графическое русло и сосредотачивается на зрении. Нюансы психофизиологии художниц также важны: для работ Мартыненко имеют значение особенности восприятия Светловой, в то время как Светлова, наблюдая за точной и систематизированной работой Мартыненко, адаптирует ее подход и обращается к инструментам измерения, например, использует так называемую офицерскую линейку.
Проект представляет собой архив, который содержит не просто записи о результатах исследования предметов, но скорее исследование и познание себя через взаимодействие с внешним миром. Мартыненко составляет тактильно-звуковой каталог найденных и никому ненужных объектов, впоследствии отказываясь от них. В восприятии звуков и интенсивном осязании раскрывается не только шероховатая история каждого предмета, отмеченного теперь человеческим вниманием, но возникает своего рода метафора акуметрического - и, шире, — антропометрического измерения. Светлова, напротив, составляет едва уловимые для интерпретации композиции при помощи всем понятных и знакомых чертежных инструментов. Офицерская линейка утрачивает милитаристскую сущность. Золотое сечение принимает вид улитки внутреннего уха. Образы вызывают ассоциации одновременно и с архитектурными декоративными элементами, и с иллюстрациями из анатомических атласов — таки ордерные системы соразмерны человеческим фигурам. Для лаборатории «Реликвария кривых линий», впрочем, не так важно, является ли человек мерой всех вещей. Сакральной ценностью видится именно механизм восприятия, движущий творческий процесс, встреча художниц с реальными объектами и замена последних на символы, метафоры, впечатления.

Ценностью обладает и социальная перцепция, то есть взаимопонимание и принятие друг друга. Несмотря на то, что для своих исследований художницы используют разные объекты и методы их изучения, столкновение работ в пространстве НеНеМу создает целостную синестетическую инсталляцию. Диалог между Анной Мартыненко и Верой Светловой звучит на разных художественных языках, и реплики, казалось бы, сыплются вразнобой, - но все-таки совместный проект гармоничен и в унисон витиевато намекает о хрупкости человеческого опыта, сложности и индивидуальности переживаний и ценности каждой жизни.

\

Куратор: Галина Поликарпова

Экспозиционер: Александр Дашевский

Художники: Анна Мартыненко и Вера Светлова

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕРУССКИЙ МУЗЕЙ
+7 921 963 7778
улица Белинского, 6 (во дворе)
Санкт-Петербург