Группа Хвойные
27–28 октября 2023 г.
Для членов группы (Марина Абаджева, Дарья Гончарова, Виталий Дивенцов, Грета Димарис, Вильгений Мельников, Серафима Сажина) выставка в НеНеМу — это каминг аут на петербургской художественной сцене в качестве объединения, чему дирекция музея несказанно рада.
Шесть художников, с разным опытом и работающих с различными медиа, накапливают совместный опыт — вот уже три года, в мае месяце они совершают паломничество-перформанс-путешествие в дом-резиденцию-мастерскую к одному из участников группы в деревню Хвойное. Создаваемые в процессе видео, фото и другие материалы становятся отчетом художников о времени, проведенном вместе. Остальная протяженность года расходуется на неторопливое проживание и обсуждение этого опыта, встречи, общение, демонстрации новых наработок. В рамках выставки будут показаны две итерации — документация перформанса 2021 года (в процессе которого группа появилась), посвященного теме сенситивности и касания, и перформанса 2022 года, собранного вокруг понятия «со-измерения».
«Хвойные» вполне отдают себе отчет, насколько утоптана дорожка, ведущая художников за город. Ее и «Коллективные Действия» с 1976 года расхаживали, и некрореалисты с кинокамерами и березовыми колами по ней хмуро брели. Однако, торный путь их нисколько не смущает. «Хвойные», кажется, относятся к первому поколению российских художников, не зараженных достигаторством и сектанством, жаждой успеха и надеждой ввалиться гуртом в горницу современного искусства с гиканьем и молодым напором, тесня старые силы. Их интересуют вопросы «что такое быть вместе», «что мы ощущаем, объединившись», «как выстраивается личное общение внутри группы и как оно меняется, когда мы занимаемся искусством» и тому подобные тонкие интровертные материи. Если старшим коллегам приходится внимательно следить за руками и ногами, чтобы по привычке не тянуть одеяло на себя и не вставать на головы ближним, то для «Хвойных» отсутствие лидера, коллегиальность и горизонтальность кажутся совершенно органичными. Смысл их совместности не в том, чтобы разграничить мир на своих и остальных, а в том, чтобы вместе убрать границы между художником и художником, автором и зрителем, человеком и природой, проживанием опыта и созданием искусства. Такие установки выглядят как иммунный ответ художественной среды на отупение, брутальность и архаизацию современного мира.
Куратор: Александр Дашевский
Художники: Группа «Хвойные»