Владимир Козин

Постправда

14–15 июля 2023 г.

Галерея Марины Гисич и Негосударственный Нерусский Музей представляют экспозицию Владимира Козина «Постправда». На второй временной выставке в рамках фестиваля «Граждане, будьте бдительны, следите за сохранностью своих духовных ценностей» Владимир Козин показывает корпус работ, объединенных темой зрения. Заглавное произведение выставки не только визуализация популярного понятия «постправда», описывающего функционирование медийного поля. Это размышление художника об окружающем мире, где сами понятия истины, добра и блага становятся релятивистскими, теряют моральный императив и впадают в прямую зависимость от новостной ленты, биржевого индекса и политической конъюнктуры. Где правда и мучительное, но объединяющее переживание ее социумом, болезненная и рискованная солидарность, подменяются множеством взаимоисключающих «правд» на все случаи жизни, социальной атомизацией. Где так хочется не замечать очевидного.

«Точка зрения», «взгляды», «позиция зрителя» и разные методы фиксации работы глаза — устойчивый троп в искусстве Владимира Козина. Двойственная природа (физическая и политическая) способности видеть, зафиксированная в речи, волнует художника на протяжении тридцати лет. Инструменты, приспособления и приборы, создаваемые Козиным, призваны, в первую очередь, не показать что-то, а помочь зрителю осознать положение, из которого вещи выглядят так, помешать ему отводить взгляд и смотреть мимо. Так, серия работ «Линия горизонта», к которой художник постоянно возвращается, в современном ее изводе демонстрирует процесс «заваливания» границы между небом и землей под воздействием внешних сил. Горизонт, в аберрированном глазу, кривится, извивается, оказывается где-то под плинтусом, свидетельствует о разрушительной работе травмы.

С темой оптики связана и серия супрематических дронов. Семь летательных аппаратов, снабженных авангардной символикой, ведут наблюдение, парят над происходящим. Восхождение авангарда происходило на излете эпохи жесточайшей реакции, всплеска национализма и консерватизма. Повторится ли это? Пока что, похоже, дроны Малевича, Татлина, Лисицкого занимаются разведкой, выискивают слабые места в происходящем кошмаре и выжидают своего часа.

Козин любит работать с материальностью как с литотой, намеренно упрощая, преуменьшая ее, создавая контрапункт содержанию произведения. Он использует для своих объектов самые демократичные, доступные, демонстративно дешевые материалы из соседнего строительного магазина и обрабатывает их самым незамысловатым образом. Брусок, оконные петли, проволока, шурупы — базовый набор для «Do it yourself». Так раскрывается важный для художника императив: каждый может (и должен бы) сделать себе нехитрый прибор для проверки зрения, моральный гироскоп, твердо показывающий, среди геополитического коловращения, где верх, где низ. Козинские оптические системы — нечто вроде самодельного аппарата Илизарова для мировоззрения, чей болезненный перелом, раздробленность и смещенность рискуют стать новой нормой.

Куратор: Александр Дашевский

Художник: Владимир Козин
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕРУССКИЙ МУЗЕЙ
+7 921 963 7778
улица Белинского, 6 (во дворе)
Санкт-Петербург