Иван Говорков

Крах

25–26 ноября 2022 г.

Открываешь книгу «Учебный рисунок в Академии Художеств» М., «Изобразительное искусство» и видишь: И. В. Говорков Мужской портрет в профиль. 1972, Б., граф. кар. На лице натурщика застыло выражение сдержанного снисходительного скепсиса и легкого сарказма. За пятьдесят лет, этот сдержанный скепсис стал фирменной интонацией художника.

Не одно десятилетие Иван совмещает две теоретически несовместимые в России роли: маститого профессора Академии и активного представителя современного искусства. То, что выглядит конфликтом с идейной точки зрения, двурушничеством с политической, разумной диверсификацией активов с экономической, с точки зрения Дао (инстанция к которой постоянно аппелирует художник) является одним и тем же, двумя сторонами одной монеты, бесконечно вращающейся перед глазами завороженного зрителя. С этой же позиции изменения и стабильность, взлеты и падения, опасения и надежды, протестность и лояльность консервативный или левый поворот — мираж, маета и не отличаются друг от друга. Современное искусство, с его институциональной обусловленностью, социальным пафосом и изменчивым визуальным кодом - маета вдвойне. Тут бы и встать на экклезиастовы котурны и начать учительским тоном рассказывать про «вечность», «истину», отречение от повестки ради созерцания, благо годы и академические титулы Говоркова позволяют. Но нет. Художник выстраивает свой диалог со зрителем иначе.

Мухи, один из горячо любимых Иваном медиумов, обычно вызывают брезгливость. В таком ключе с ними работал, например, провокатор Дэмиен Херст. В другой традиции (обэриутско-чуковско-кабаковской) образ мухи наоборот наполняется теплотой, очеловечивается, возвышается. Говорков и тут занял оба стула: использованные липучки для насекомых, конечно, гадость страшная, но разглядывая коллекцию прилипших узников, или видео с самим профессором, залезшим в аквариум с жужжащей массой, становится понятно, что отвращение придётся перебороть или спроецировать его на себя. Липучки — это, конечно, о нас. О том как мы фиксированы страхами, страстями, пристрастиями, дискурсами, эстетиками, как до нас из-за этого не долетает голубь с благой вестью. Однако, на любой ленте рядом мы найдём и самого художника. С точки зрения Дао подумать и сделать — одно и тоже, поэтому Говорков, осознавший невеселое положение дел, избавлен от необходимости подавать зрителю нравоучительный пример, бичевать, призывать и может с удовольствием придаваться всем необходимым для создания искусства порокам.

Куратор: Александр Дашевский

Художник: Иван Говорков
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕРУССКИЙ МУЗЕЙ
+7 921 963 7778
улица Белинского, 6 (во дворе)
Санкт-Петербург