Понятие, вокруг которого построена деятельность Негосударственного Нерусского музея – гостеприимство. Возможность выставиться в его стенах предоставляется всем, кому она нужна без возрастных, эстетических или медиальных ограничений. В России не много авторов, задыхающихся от внимания сообщества, прессы, коллекционеров и зрителей. Более типична другая ситуация, где сформировавшийся, зрелый и признанный художник оказывается в вакууме, недополучая вдумчивого профессионального общения и заинтересованности в своей работе. Что уж говорить о тех, кто только начинает карьеру? Сколько мелких унижений, разочарований и несправедливости выпадает на их долю? Мы не можем этого исправить, но мы в силах показать, что бывает иначе. Что переговоры о выставке могут длится пять минут, а подготовка и реализация – семь дней. Что на художника не перекладываются все издержки. Что его не оставят один на один с экспозицией и монтажом. Что кто-то попробует разобраться в том, как устроено его искусство, подумает способах, как его можно показывать и как о нем можно писать. Этого, конечно, не хватит, чтобы жизнь художника стала приятной, но мы надеемся, что это может придать ему сил для продолжения борьбы.
Текущий момент в жизни НеНеМу ощущается как середина проекта. Четыре года работы и тридцать шесть выставок позади. Хорошее время чтобы отстраниться и оглянуться на сделанное. Мы благодарны Кате Бочавар и коллективу галереи-мастерской ГРАУНД Солянка за то, что у нас есть такая возможность. Наших ресурсов не хватило бы на создание экспозиции такого размера. К счастью, музей успел обрести надежных друзей, которые помогли нам воплотить нашу идею в жизнь. Это председатель попечительского совета НеНеМу Алексей Прийма, много лет деятельно участвующий в жизни институции, директор Музея AZ и основатель Премии Анатолия Зверева Наталия Опалева, мгновенно откликнувшаяся на нашу просьбу, петербургский коллекционер Игорь Суханов и несколько наших знакомых, пожелавших из скромности остаться анонимными.
Негосударственный Нерусский Музей невозможно отмасштабировать, не потеряв смысл и специфику институции. Поэтому выставка сконструирована по принципу «большое из малого» также как этот текст. Полтора десятка проектов, объединены общей структурой: компактное авторское высказывание и сопровождающее его кураторское стихотворение в прозе. Это весьма субъективный и неполный портрет петербургского художественного сообщества последних четырех лет, написанный двумя его предствителями.