Маргарита Иванова
Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч!
Одним из важных рефренов в речах, пытающихся обобщить произошедшее с Россией за последние три месяца стала фраза об украденном у грядущих поколений будущем. Новая экспонентка НеНеМу — как раз представитель future generation, только восходящая на арт-сцену. Интересно прислушаться к тому, что она сама имеет сказать, каким образным рядом она отзывается на наступившее лихолетье.
Маргарита чутка к урбанистическим поверхностям: местам их соприкосновения, визуальным парадоксам и политическим метафорам, которые их образуют. Свою первую персональную выставку, прошедшую в ростовском арт-центре «MAKARONKA», художница построила вокруг коллекции городских фактур, порванных сеток, обрывков колючей проволоки, старых досок, решеток. Они вольно мигрировали из медиума в медиум: найденные обломки мебели, доски с прорехами, рифмовались с фотографиями колоритной ростовской разрухи, фотография превращалась в захватывающий пространство паттерн, тот обращался в видео или ассамбляж, увенчанный дерзкими кустиками из медной проволоки — любимого материала авторки. При всем тактильном изобилии, дизайнерской находчивости и экспозиционном драматизме, выставка не производила впечатления формального экзерсиса. Энергичные царапины на стенах выставочного зала, контраст между жесткой колючей и пластичной медной проволокой, намекали на сюжет с насилием и сопротивлением, пусть и не проговоренный во весь голос. На выставке в НеНеМу — развитие этого сюжета.
На этот раз Маргарита высказалась более прямо: намордники с застывшей пеной, анимация со змеей из спирали Бруно, пролезающей между решетками — образы достаточно однозначные, как того и требует оценка текущей ситуации.
Да и само «Ч-ч-ч-ч-ч-ч!», вынесенное в название (то ли злобное шипение пресмыкающегося, толи междометие, означающее «заткнись!») вполне передает атмосферу наших дней. Есть в экспозиции еще один мотив, перекочевавший из предыдущего проекта — медная трава, пробивающаяся сквозь старые доски.
Вообще, медь, которую так любит художница, в алхимии часто называли «Венера» и обозначали тем же знаком («зеркало Венеры»), каким сейчас обозначают биологический женский пол. Вырывающиеся из щелей пучки медной травы (рыжих ведьминых волос? огня?), кажутся проводниками той энергии, которая не поверит
в императивность и тотальность «Ч-ч-ч-ч-ч-ч!», сможет предложить альтернативу патриархальным заборам, колючкам, иерархиям и запретам. Хочется верить, что гибкая медь, окажется резистентней ржавого железа, и опрометчиво употреблять в разговоре о грядущих поколениях сплошь страдательный залог.
Куратор: Александр Дашевский
Художник:Маргарита Иванова