Антонина Фатхуллина

несвободное падение

3–4 июня 2022 г.

Из всего многообразия скульптурных форм, порождённых человечеством за десять тысяч лет, российским чиновникам ближе всего оказалась форма бронзового пресс-папье конца 19 века, увеличенного до масштабов монументального памятника. Дело не только в том, что это пластически беззубое украшение лучше всего проходит через сито конкурсов и тендеров, и не в том, что, к сожалению, это, вероятно, самая консенсусная и не раздражающая форма для общественного российского пространства. И даже не в том, что вокруг неё не могут солидаризоваться никакие общественные силы. Важнее, что такой монумент, как огромный бронзовый сифон под раковиной осаживает все ситуативные и взаимоисключающие манипуляции с памятью, госмракобесие, придавая им вид осмысленности и единства. На этом фоне то, что Антонине Фатхуллиной удалось поставить в городе несколько своих скульптур с совершенно другой пластикой — и большое достижение, и огромная удача. Едва ли повторимая в нынешних условиях. А значит, ее вещам пока придётся ютиться в немногочисленных анклавах современного искусства. НеНеМу — один из них.

О фатхуллинской пластике хочется сказать отдельно. Нюансы ее родства с ленинградской модернистской школой пока толком не проговорены, но тем не менее, очевидны. Симун, Сморгон, Лазарев, Бровина, Цивин, может быть даже Виктор Данилов, с его вниманием к животному миру, достойно удобрили ту почву из которой растёт Антонина.

При всем этом у ее искусства есть важное отличие. Работая с фигуративной круглой скульптурой, любой автор становится заложником того самого культурного наследия и многообразия, о котором мы писали в начале. С этим архивом можно спорить, развивать, троллить, порицать, соревноваться, и, при этом, постоянно вертеться на его орбите. Антонина же пытается создать изображение, не фокусирующее и не конденсирующее обрывки дискурсов и смыслов. Ее сетчатые герои свободно пропускают сквозь себя свет, воздух, влагу, маскулинность, антропоцентричность, властные и имущественные отношения, не становясь их ретрансляторами. Иммунитет к идеологическим манипуляциям — важное на сегодняшний момент качество. Впрочем, сами фатхуллинские персонажи не до конца транспарентны и немы. Так, кажется, зависшая фигура падающего? обморочного? сдавшегося? убитого? претендует на комментарий к текущей повестке.

Куратор: Александр Дашевский

Художник: Антонина Фатхуллина

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕРУССКИЙ МУЗЕЙ
+7 921 963 7778
улица Белинского, 6 (во дворе)
Санкт-Петербург