Валерий Гриковский

Самуэль Беккет
БЕЗЫМЯННЫЙ

книга художника, 6–7 марта 2021 г.

Проект по тексту Беккета имеет давнюю историю, проходя неочевидной, но важной для меня линией через все мое творчество.

В далеком теперь 1997 году, между пятым и шестым курсами мединститута я проходил месячные военные сборы в Кронштадте на корабле. Особых забот у новоиспеченного лейтенанта мед.службы не было и время текло неторопливо. Основная моя задача была – проснуться к завтраку, о начале которого извещали по внутренней связи. Я много рисовал, читал, вечером гулял по городу, иногда ездил домой на рейсовом автобусе, - уже была построена северная часть дамбы.

Среди прочих книг, прочитанных за этот месяц, я увлекся «Трилогией» Беккета, - это был настоящий книжный запой. В какой-то момент у меня стали возникать несвязные образы, и я сделал около двадцати рисунков «просто так», безо всякой цели. Один знакомый, посмотрев на них, посоветовал собрать их в книгу, и я, выбирая фрагменты теста автора, создал «свое» повествование. Получился некий «сюжет в сюжете», рассказ обо мне самом словами Беккета. Рассказ о том, что происходит между тем моментом, когда человек садится на стул, хмурится, морщится, закрывает глаза,…..и потом встает и идет жить дальше, увлекаемый своими заботами. Оказывается, в этот временной зазор, в эту трещину, может поместиться целая история, целый кусок жизни.

Не помню уже почему, но я решил сделать двуязычную книгу – с французским каллиграфическим почерком (а оригинал написан Беккетом именно по-французски) и русским переводом, имитирующим шрифт печатной машинки «Ундервуд»…

Я настолько увлекся тогда этим проектом, что с моим другом-музыкантом мы записали даже 45 минут (это была одна сторона магнитофонной кассеты) совместного творчества. Он исполнял музыку (в основном на гитаре), а я истошным голосом вопил в микрофон, читая страницы текста. Это получилось искренним, но абсолютно диким музыкальным артефактом… Но продолжения эти инициативы не получили, меня увлекли другие дела, другие проекты. Лишь время от времени, пересматривая рисунки и перечитывая текст, я вспоминал о былых безумствах.

Через 15 лет, в 2012 году у меня возникла творческая пауза между большими проектами, и я понял, что хочу сделать новые иллюстрации к существующему тексту. Прошлые меня уже не устраивали по художественным качествам. Включив новые образы и ассоциации из своих больших графических работ, я сделал новую серию картинок. Была даже мысль наконец уже издать это в виде отдельной книги, но опять дела и проекты, которые показались более важными, отодвинули моего Беккета на периферию творчества еще на неопределенное количество времени. Несколько рисунков за это время успели осесть в частных собраниях, но основной массив все еще ждет, возможно, своего часа…

Оставаясь для меня ориентиром и маяком, Беккет актуален и сейчас. Мне даже кажется, что это произведение настолько срослось со мной за это время, что герой повествования и есть мое альтер-эго, моя альтернативная или даже истинная личность. В любом случае это история, которая могла бы быть моей….

Куратор: Александр Дашевский

Художник: Валерий Гриковский
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕРУССКИЙ МУЗЕЙ
+7 921 963 7778
улица Белинского, 6 (во дворе)
Санкт-Петербург